Популярность Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) растет с каждым годом, а их влияние на профилактику и лечение заболеваний изучается более 50 лет. Рыбий жир, богатый жирными кислотами, доказал, что обладает пользой для здоровья.
Интерес к рыбьему жиру возник еще в середине 20 века из сообщений о высоком его содержании в рационе питания гренландских эскимосов, что повлияло на низкую частоту воспалительных заболеваний и ишемических нарушений сердца среди них. Омега-3 ПНЖК в рыбьем жире оказались полезными для лечения ревматоидного артрита, псориаза, язвенного колита, астмы, болезни Паркинсона, остеопороза, сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, рака и депрессии. Омега-3 ПНЖК также демонстрируют благотворную активность в развитии нервной, иммунной, зрительной и кожной систем у младенцев. Эйкозапентаеновая (ЭПК) и докозагексаеновая (ДГК) — главные Омега-3 кислоты — нашли широкое применение в терапии хронических воспалительных заболеваний кожи (псориаз, атопический дерматит, акне и др.).
В эстетической медицине Омега-3 ПНЖК рекомендуются для профилактики преждевременного старения кожи, защиты от повреждений, связанных с инсоляцией. Отмечается также, что Омега-3 ПНЖК стимулируют рост и деление клеток, обеспечивающие синтез коллагена, что позволяет бороться с морщинами, атрофией и ксерозом кожи. Применение жирных кислот Омега-3 содержащихся в рыбьем жире при кожных заболеваниях, включает в себя терапию фотостарения, рака, дерматита, заживления ран, меланогенеза и других заболеваний.
Омега-3 ПНЖК — незаменимые кислоты. Существует 3 основных вида Омега-3 жирных кислот: альфа-линоленовая кислота (АЛК), эйкозапентоеновая (ЭПК) и докозагексаеновая кислота (ДГК), которые играют важную роль в организме человека. Они обеспечивают адекватную реакцию на действие внешних факторов, регулируют липидный обмен, предупреждают развитие воспаления, образование тромбов и нарушение сердечного ритма. ЭПК и ДГК являются важными компонентами клеточных мембран.
Основными механизмом действия Омега-3 ПНЖК, подавляющим кожное воспаление, является конкуренция с провоспалительной арахидоновой кислотой и ингибирование продуцирования воспалительных эйкозаноидов. С другой стороны, ПНЖК в составе рыбьего жира могут быть регуляторами, которые влияют на синтез и активность цитокинов для содействия заживлению ран.
Противоопухолевое действие Омега-3 ПНЖК объясняется способностью подавлять синтез воспалительных эйкозаноидов по пути активации циклооксигеназы-2 (ЦОГ-2). ПНЖК из рыбьего жира или масла печени трески также можно использовать, как природные антибактериальные и противоинфекционные средства.
Дефицит Омега-3 ПНЖК приводит к снижению экспрессии пролиферативных кератинов K6 и K16 и повышению связанного с воспалением кератина K17. Эти данные подчеркивают важность ПНЖК для эпидермального гомеостаза.
Псориаз
Патогенез псориаза до конца не изучен, но доказано, что большое значение имеет нарушение липидного обмена. Именно с циркулирующими липидам связано начало каскада метаболических путей арахидоновой кислоты в клетках. Наряду с пролиферацией кератиноцитов, миграцией клеток воспаления и феноменом амплификации каскад арахидоновой кислоты признается одной из основных мишеней фармакотерапии псориаза. Больные псориазом нуждаются не только в медикаментозной, но и нутрициональной поддержке, такую необходимую поддержку оказывают Омега-3 ПНЖК. ДГК и ЭПК стабилизируют иммунные функции путем активации макрофагально-плазмоклеточной реакции в лимфоидных органах, регулируют синтез тканевых гормонов-простагландинов (Е1), участвующих в образовании Т-лимфоцитов. Доказано, что в результате коррекции нехватки ПНЖК наблюдается положительный противовоспалительный эффект, уменьшается активность течения дерматоза и количество рецидивов заболевания.
Атопический дерматит
Патогенез атопического дерматита связан с нарушением пролиферации Т-лимфоцитов, которые дифференцируются в Тh 2-го типа. В дальнейшем реакции в коже идут по гуморальному типу, с последующей активаций В-лимфоцитов, которые, превращаясь в плазматические клетки, синтезируют специфический Ig E. Ig E фиксируется на поверхности тучных клеток и при повторном попадании антигена в организм, связавшись с IgE, активизирует дегрануляцию тучных клеток с выбросом каскада биологически активных веществ: гистамина, серотонина, в т.ч. метаболитов арахиндоновой кислоты, кининов, интерлейкинов и факторов некроза опухоли. А нам известно, что действие Омега-3 ПНЖК связано с мощным противовоспалительным действием благодаря образованию биологически активных веществ — эйкозаноидов, а точнее простагландина Е1, который обладает активным противовоспалительным действием, замедляет высвобождение гистамина, уменьшая аллергический компонент воспаления.
При атопическом дерматите нарушается и барьерная функция кожи, что также может быть нивелировано приемом адекватных доз Омега-3 ПНЖК.
Акне
Омега-3 ПНЖК снижает уровень инсулиноподобного фактора роста и повышает чувствительность клеток к инсулину, что оказывает благоприятное влияние при комплексном лечении акне. Исследование, проведенное в Северной Каролине среди более 1000 подростков, показало, что у людей, потребляющих большое количество рыбы и морепродуктов, реже встречаются проявления угревой болезни.
Прием Омега-3 ПНЖК показан пациентам, у которых на фоне лечения пероральным изотретиноином отмечается повышенный уровень триглицеридов в крови. Проводилось исследование, в котором были отобраны две группы пациентов: одна группа принимала изотретиноин совместно с пероральной формой Омега-3 ПНЖК, вторая — без. В результате такие нежелательные проявления, как хейлит, ксероз и сухость глаза встречались реже в той группе, в которой пациенты совместно с изотретиноином употребляли пероральные формы Омега-3 ПНЖК.
Фотостарение
В эстетической медицине Омега-3 ПНЖК рекомендованы для профилактики преждевременного старения кожи и ее защиты, связанных с инсоляцией. УФ-облучение оказывает как острые, так и хронические побочные эффекты на кожу, что включает загар, фоточувствительность, солнечный ожог, иммунодепрессию и фотоканцерогенез. Ультрафиолетовое воздействие на кожу создает реактивный окислительный стресс, приводя к проникновению иммунных клеток, таких как нейтрофилы и макрофаги, к жизнеспособным клеткам кожи.
Одним из ключевых белков, приводящим к травме кожи УФ-лучами, является фермент циклооксигеназа 2 (ЦОГ-2), которая катализирует процесс биосинтеза простагландинов из арахидоновой кислоты. В свою очередь УФ-индуцированные металлопротеиназы вызывают повреждение соединительной ткани, что приводит к старению кожи с образованием морщин.
Совместно с солнцезащитными кремами необходима дополнительная защита. Жирные кислоты, полученные из рыбьего жира, обеспечивают фотозащиту кожи. Омега-3 ПНЖК может уменьшить производство «плохих» эйкозаноидов из арахидоновой кислоты и повысить синтез «хороших» эйкозаноидов из ЭПК, которая обладает противовоспалительным эффектом и ингибирует активность металлопротеиназы.
Андрогенетическая алопеция (АГА)
Причастность микроскопического фолликулярного воспаления к патогенезу андрогенетической алопеции была выявлена в ходе нескольких независимых исследований. Доказано наличие воспалительного инфильтрата из активированных Т-клеток и макрофагов в верхней трети волосяного фолликула, сопровождаемого разрастанием фолликулярной дермальной оболочки, состоящей из коллагеновых пучков (перифолликулярный фиброз). Было предложено использовать термин «микровоспаление», т.к. процесс отличает медленный невыраженный и безболезненный ход, в отличие от воспалительного и деструктивного процесса при рубцовой алопеции.
Было проведено исследование и установлено, что сочетанное применение Омега-3 ПНЖК в комплексном патогенетическом исследовании повышает эффективность лечения выпадения волос по женскому и мужскому типу.
Для адекватного подбора дозировки Омега-3 ПНЖК требуется определение лабораторного показателя — Омега-3-индекса (анализа на Омега-3), который представляет собой суммарной процент ЭПК и ДГК от общего количества жирных кислот в мембране эритроцитов. Определив Омега-3-индекс, врач получает возможность определить уровень насыщения организма Омега-3 ПНЖК, а значит, все заявленные эффекты будут реализованы в максимальном объеме.
Согласно многим исследованиям, большинство населения имеет дефицит Омега-3 ПНЖК и получает недостаточное количество ПНЖК с пищей. А учитывая тот факт, что Омега-3 ПНЖК не синтезируются в организме человека, ежедневная потребность составляет не менее 2000 мг в сутки в пересчете на ЭПК и ДГК. Потребление Омега-3 ПНЖК, согласно некоторым международным рекомендациям, варьирует от 500 до 3000 мг в сутки в разных странах. Известно, что каждый человек, проживающий в регионе с обедненным содержанием Омега-3 ПНЖК в рационе, должен дополнительно к пище принимать препараты с ЭПК и ДГК для профилактики возраст-ассоциированных заболеваний, неинфекционных хронических патологий, заболеваний кожи и волос и увеличения продолжительности и качества жизни в целом. Согласно исследованиям, оптимальной дозой для взрослого населения России является дополнительный прием от 2000 мг Омега-3 ПНЖК в расчете на сумму ЭПК и ДГК. Диапазон для достижения терапевтических целей находится от 3000 до 4000 мг в сутки, а максимальной терапевтической дозой является 8000 мг в сутки.
Стоит обратить внимание, что предпочтение необходимо отдавать проверенным производителям Омега-3 с многолетней историей производства и зарекомендовавших себя. К таким производителям можно отнести NFO by NORWEGIAN Fish Oil, которые имеют самую широкую линейку продуктов Омега-3, производятся в соответствии со строгими правилами на ультрасовременных заводах в Скандинавии, имеют клинические исследования, а также ряд международных и российских наград.
Мы ответим на него в ближайшее время.
Мы будем отправлять на почту письма с лучшими предложениями, делиться мнениями экспертов и новостями.
Для почты уже оформлена и подтверждена подписка на нашу рассылку. Если письма не приходят, то не забудьте проверить папку «Спам».
Если писем нет, напишите нам в чат