В период объявленной по всему миру пандемии коронавируса, люди стали серьезнее относиться к укреплению неспецифического иммунитета, интересоваться способами восполнения дефицита витаминов и микроэлементов. Однако, нарушение кальцие-магниевого обмена и недостаток других важных компонентов в нашем организме ведет и к возникновению многих других неврологических заболеваний, нарушений работы сердечно-сосудистой, иммунной систем, желудочно-кишечного тракта. В связи с таким широким спектром проблем из-за недостатка витаминов и минералов в нашем организме, спикерами в сегодняшнем интервью будут исполнительный директор Ассоциации междисциплинарной медицины, доктор медицинских наук, профессор кафедры нервных болезней ФППОВ Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, Алексей Борисович Данилов и кандидат медицинских наук, диетолог, терапевт, врач высшей квалификационной категории, Бурляева Екатерина Александровна.
NFO: Алексей Борисович, в условиях пандемии известного вируса, скажите, какие микроэлементы в организме человека участвуют в создании полноценного иммунного ответа и чем опасен их дефицит?
Алексей Данилов: Для хорошей работы иммунитета нам нужен сбалансированный состав некоторых микроэлементов, среди которых особую роль играют: цинк, селен, магний, кальций и определенные витамины. Мы часто их теряем, когда испытываем стресс или перегрузки. Поэтому очень важно стараться, чтобы эти микроэлементы были всегда в нашем организме.
NFO: Помимо влияния на иммунный ответ, какие неврологические заболевания могут возникать при наличии дефицита магния и кальция?
Алексей Данилов: Мы поставили «Берлинские стены» между сердечной, нервной, желудочно-кишечной и иммунной системами, на самом деле — это искусственные барьеры и всё взаимосвязано. Магний и кальций необходимы для хорошей работы всех этих систем. Но, если говорить о нервных заболеваниях, недостаток микроэлементов прежде всего проявляется в виде плохой адаптации к стрессам. Человек становится тревожным, плохо спит, испытывает головные боли. Иногда это переходит в вегетативные, астенические состояния. И может проявляться также в виде нарушения работы других систем.
NFO:Кто входят в группу риска в первую очередь?
Алексей Данилов: Сегодня все мы находимся в группе риска, потому что факторами риска являются стресс, состояние неопределенности, изменение климата. Если говорить об определенных категориях, то это люди, испытывающие частые стрессы или занимающиеся физической активностью, беременные, кормящие женщины, люди с сердечными нарушениями, страдающие сахарным диабетом, люди, у которых имеются нарушения метаболизма.
NFO: Екатерина Александровна, расскажите, пожалуйста, какие еще проблемы могут возникнуть при нарушении кальциево-магниевого обмена с точки зрения врача-диетолога, терапевта?
Екатерина Бурляева: Нарушение кальциевого обмена чревато развитием остеопороза и остеопении. В первую очередь, в группу риска попадают женщины в возрасте постменопаузы, когда кальций начинает усваиваться хуже, либо вымывается из костей. Что в дальнейшем может проявляться переломами костных структур, разрушением ткани зуба и другими проблемами. Такая ситуация может быть связана также с нехваткой витамина D и с гормональными изменениями. К сожалению, это достаточно частая причина обращения к врачу.
Алексей Данилов: Раньше считалось, что в основном женщины — это жертвы остеопороза, особенно в климактерический период, но сегодня к ним охотно присоединяются и мужчины, ввиду современного образа жизни и стресса, который постоянно испытывают. В кругу эндокринологов известно, что мужчины почти догнали по частоте развития остеопороза женщин. Поэтому денситометрия — это метод, который мы, неврологи, сейчас рекомендуем, назначаем при поступлении от пациентов жалоб именно на боль хроническую, как ни странно. Поскольку остеопороз и боль —братья- близнецы. Все начинается со снижения физической активности, нарушения кальциево-магниевого обмена. И для того, чтобы распутать этот клубок хронической боли, нужен комплексный подход. Начинать надо именно с системного приема микроэлементов.
Екатерина Бурляева: На сегодняшний день, изменения по кальциевому обмену, согласно исследованиям, порядка сорока процентов, если мы берем население в целом. Поэтому мы рекомендуем употребление с пищей таких биологически активных добавок как «Кальций-магний».
NFO: Есть ли на сегодняшний день возможность с пищей получить все необходимые витамины и микроэлементы в нужном количестве?
Екатерина Бурляева: Проведенные исследования показали, что за последние сто лет очень сильно изменилась структура питания населения. Существенно снизилась суточная калорийность ежедневного рациона, практически в два-три раза. Но такой рацион, в то же время, не позволяет обеспечивать организм всеми необходимыми микроэлементами и витаминами. В связи с этим, дополнительное введение в рацион биологически активных добавок, поливитаминных комплексов рассматривается как предпочтительный вариант обогащения рациона именно этими веществами.
Алексей Данилов: Сегодня мы, как в первобытные времена, должны добывать здоровую пищу. Потому что еды стало много, но качество ее не только ухудшилось, еда стала опасной и токсичной.
Екатерина Бурляева: На сегодняшний день существует технический регламент таможенного союза, который определяет соотношение трансжиров в пищевых продуктах во всех странах. Поэтому, важно сказать, что особенно за последние десять лет питание стало существенно лучше, но все же, резкое ограничение физической активности в целом в популяции, не дает нам возможности восполнить в полном объеме дефицит витаминов и минеральных веществ только за счет продуктов.
NFO: Но как разобраться в таком количестве биологически активных добавок? Что бы Вы рекомендовали с целью восполнения дефицита? Какова роль известной биологической добавки Омега-3?
Екатерина Бурляева: Для того, чтобы определиться кому, что лучше и в каком объеме, нужно проконсультироваться со специалистом. При этом необходимо обращать внимание на этикетку и опираться на те знания, которые можно получить, они общедоступны. Сравнивать по количеству тех или иных минеральных веществ и витаминов, и соотносить это с теми целями, которые человек ставит перед собой.
Если говорить про биологически активные добавки, поливитаминные комплексы, которые содержат Омега-3, это важный элемент питания человека, который чаще всего содержится в морепродуктах.
NFO: Какие витамины хорошо комбинируются с Омега-3? Способствуют лучшей усвояемости, усилению эффекта и, как следствие, повышению иммунитета?
Екатерина Бурляева: Омега-3 в комбинации с витамином D, как жирорастворимым витамином, может привести к лучшему усвоению в организме и эффект будет существеннее. Помимо этого, с различным минеральными веществами, такими как кальций или магний, будет более комплексное и глубокое воздействие на организм.
NFO:Какие патологические состояния в неврологии возникают при дефиците витаминов группы B, витамина D, железа, других витаминов и микроэлементов? Как они проявляются?
Алексей Данилов: Дело в том, что у нас есть искусственное разделение на нервную, иммунную и эндокринную системы. Если мы объединим их, то поймем, что без витаминов группы B невозможно синхронное взаимодействие этих систем. А нервная система без витамина B просто кричит сигнал «SOS», потому что начиная с закладки организма во время беременности и с первых лет жизни, а также в пожилом возрасте, витамины B – ключевые элементы.
Они являются ферментами в очень важных процессах: в регуляции реакции на стресс, в адаптации организма к разным видам деятельности. Они участвуют в выработке иммунитета, в работе желудочно-кишечного тракта. И многие заболевания, связанные с витамином B, приводят к нарушению функций мозга и периферической нервной системы. Поэтому без витамина B человек становится уязвимым к самым разным заболеваниям.
NFO:Каким образом с Омега-3 могут коррелироваться другие мультивитаминные добавки: «Кальций – Магний», «Мультивита»?
Алексей Данилов: для того, чтобы элемент Омега-3 усваивался и работал, очень важно, чтобы рядом были и другие компоненты. Поэтому, когда мы сочетаем применение Омега-3 с препаратами кальция – магния, витаминами группы D, C, цинка, селена – мы обеспечиваем хорошую адаптацию к изменениям окружающей среды, можем спокойно заниматься физической активностью, усердно работать. Мы будем более защищены от разного рода стрессоров в виде экологических неблагоприятных воздействий или напряженной умственной и физической деятельности.
NFO: Бытует мнение, что поливитаминные препараты не так эффективны, как моновитаминные или двух-, трехкомпонентные. Как Вы считаете, правомочна ли такая точка зрения?
Екатерина Бурляева: Чтобы ответить на этот вопрос, стоит «обратиться» к природе, к тому, как изначально было задумано. И мы видим: что бы человек ни съел, будь это монопродукт или разнообразная пища, в любом случае, будут поступать и усваиваться различные витамины и минеральные вещества в разном количестве.
Поэтому поливитаминные препараты усваиваться будут тоже. Есть некоторые взаимодействия, относительно которых доказано, что одни вещества будут блокировать другие. Но все же, поливитаминные комплексы – это хороший вариант для работающего, активного человека, как правило, в этих препаратах все сочетания продуманы.
Алексей Данилов: Если у человека нет выявленного дефицита определенного микроэлемента или витамина, то целесообразно применение именно поливитаминов. А в случае, если имеется определенный дефицит, следует сосредоточиться, совместно со специалистом, на приеме тех препаратов, дефицит которых обнаружен, и в других дозировках.
NFO: То есть взрослому работающему человеку, и ребенку, можно принимать одно– или двукратно в день капсулу поливитаминов, например, NFO® Multi-Vit? Как сочетать их с приемом пищи? Насколько это влияет на качество усвояемости витаминов?
Екатерина Бурляева: Как правило, жирорастворимые витамины (А, D, Е) рекомендуется принимать во время еды. Однако, чаще всего в капсуле, созданной производителем, есть некоторое количество специальных веществ, которые помогают усваиваться этим витаминам и минеральным веществам. Поэтому существенного нарушения не будет, если человек будет принимать их в разное время. Главное, чтобы он про них в принципе не забыл.
Алексей Данилов: У нас есть очень хороший датчик – наш головной мозг. Если мы просканируем свои ощущения и почувствуем, что нам чего-то не хватает, то это будет проявляться в виде усталости, слабости, нехватки энергии. Мы должны коррелировать наше поведение и стиль питания с этими ощущениями и отталкиваться от этого. Если мы принимаем витамины, но чувствуем себя не на 100%, то нужно пересмотреть кратность приема и то, что мы принимаем.
NFO: Алексей Борисович, основное правило нашей медицины: «Не навреди». Встречался ли в вашей практике гипервитаминоз на фоне приема поливитаминов?
Алексей Данилов: В моей практике такого не было, но в интернете или в печати периодически проходят такие информационные данные. Есть анорексия, а есть орторексия – когда люди зациклены на приеме каких-то продуктов. И здесь нужно разобраться, что послужило причиной этих клинических проявлений, прием поливитаминов или какие-то издержки потребления других продуктов питания, или психиатрические заболевания.
NFO: Сегодня мы сталкиваемся с проблемой: человек потребляет большое количество нездоровой пищи, избыточно обогащенной холестерином. К каким последствиям это может привести?
Алексей Данилов: У нас принято, как в политике, так и в медицине, находить врага и обрушивать на него весь арсенал медицинских достижений. Следуя этой моде, нашли злодея – холестерин, но наш организм не производит ничего плохого. Высокий уровень холестерина коррелируется с риском нарушения обмена, развитием сахарного диабета и других осложнений и нарушений сердечно-сосудистой системы.
Но наша задача состоит не в том, чтобы разрушить этого так называемого врага, потому что холестерин на самом деле не враг, а некий маркер, который отражает нарушения обмена. Поэтому наша с вами цель - помочь большому количеству холестерина метаболизироваться.
В этом отношении правильное питание, физическая активность, применение биологически активных добавок, содержащих определенный набор жирных кислот, может помочь холестерину трансформироваться в тестостерон, эстроген, кортизол (в зависимости от того, что человеку надо), и проблема с высоким холестерином будет исчерпана.
NFO: О пользе красного риса слагали легенды еще со времен Древнего Китая. Он был в дефиците и доступен только для высших слоев населения. В продуктах компании NFO® Lipid Balance ферментированный красный рис является основным компонентом, как и витамины группы B и кофермент q10. Расскажите, кому мы можем рекомендовать прием этой биологически активной добавки?
Алексей Данилов: «Lipid Balance» компании NFO -это замечательная биодобавка – ферментированный красный рис, который содержит монаколин, отвечающий за холестериновый и жировой баланс в организме, витамины группы B, витамин D. Они как раз помогают создать такой обмен веществ, чтобы холестерин трансформировался в тестостерон, для того, чтобы хорошо работала сердечно-сосудистая система, хорошо проводились нервные импульсы. Слаженная работа нейро-иммунно-эндокринной системы обеспечивает хороший обмен и детоксикацию, что обеспечивает хорошее самочувствие, человек будет творческим, креативным, энергичным.
Биологические добавки замечательны тем, что их можно рекомендовать практически всем, так как количество веществ, которое они содержат, не может стать токсичным. Опасаться за безопасность не приходится. Когда у пациента стоит диагноз гиперхолестеринемия или дислипопротеинемия – повышен уровень общего холестерина либо его фракций, тогда возможно назначение и лекарственных препаратов, но это решение уже должен принимать доктор.
NFO: В преддверии осеннего периода происходит рост сезонных заболеваний. Какие на ваш взгляд основные элементы или витамины должны присутствовать обязательно в рационе взрослого человека?
Алексей Данилов: Наша задача – укрепить неспецифический иммунитет. Который является основной защитой широкого спектра, в отличие от противовирусных вакцин, которые направлены на конкретный штамм. Если мы укрепим наш иммунитет, если будет хорошо работать система детоксикации, липидный обмен, нейро- и имунная система, этот вирус погибнет еще в слизистой носа, в желудочно-кишечном тракте, и мы даже его не заметим. Так реагирует на COVID-19 - 80 % населения планеты. Но поскольку сейчас мы живем в страхе, панике, состоянии неопределенности, чтобы защититься от болезни, нужно научиться управлять стрессом. И для этого есть специальные технологии стресс-менеджмента.
А среди микроэлементов, лидерами являются цинк, селен, витамин C, витамины группы B, витамин D. Это ключевые элементы, которые мы должны получать – желательно с пищей. И разумеется, если мы не имеем возможности питаться прямыми поставками рыбы, выращенной в горных реках, телятиной, говядиной, печенью, которая выращена на альпийских пастбищах, то мы должны будем прибегать к пищевым добавкам, которые содержат эти микроэлементы.
NFO: Сейчас очень много людей придерживаются разного рода диет, не всегда обоснованных. Человек, сознательно ограничивающий себя, например, в жирах, какие прежде всего биологически активные добавки, витамины или микроэлементы в такой ситуации нужно обязательно получать дополнительно?
Екатерина Бурляева: Безусловно, ограничение жирового компонента рациона влечет за собой недостаточное усваивание жирорастворимых витаминов. Это витамины A, D, E – которые влияют на красоту волос, кожи, выработку половых гормонов. Очень высоко их влияние на метаболические процессы внутри организма, в том числе на жировой, белковый и углеводный обмен. В связи с этим, люди, которые ограничивают количество жиров в рационе, обязательно должны получать поливитаминные комплексы, биологически активные добавки – те, которые содержат жирорастворимые витамины.
Алексей Данилов: Дело в том, что даже наш мозг содержит жиры. Мы не можем думать, мыслить, принимать решения, сохранять координацию, если у нас не будет жиров, потому что жиры – составные части фосфолипидных мембран, которые окружают нервные клетки, нервные волокна. И работа нервной системы без хороших жиров просто немыслима.
Другое дело, когда мы едим трансжиры или некачественные жиры, работа нервной системы будет нарушена, будут происходить сбои. Поэтому очень важно следить за качеством жиров, когда едим пищу, следить за тем, как мы едим.
Здесь очень важен симбиоз неврологов и диетологов. Раньше эти специальности никогда не встречались, были на разных конференциях и в разных журналах. Но пришло время объединиться.
Сегодня все нервные болезни, начиная с болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, инсульта, осложнений сахарного диабета, имеют направление нейронутрициологии, когда мы возмещаем дефициты микроэлементов с помощью питания или пищевых добавок. Это очень важный компонент, который уменьшает потребление каких-то токсичных лекарств и позволяет повысить эффективность терапии. Поэтому мы очень нуждаемся в прямом постоянном сотрудничестве с диетологами.
NFO: Что бы Вы пожелали нашим зрителям и читателям в заключении?
Алексей Данилов: Ты то, что ты ешь. Поэтому выбирайте достойную вас пищу и наслаждайтесь жизнью, наслаждайтесь едой, наслаждайтесь теми делами, которыми вы занимаетесь.
Екатерина Бурляева: Ваше питание должно быть максимально сбалансировано, оптимально для того чтобы была жизненная энергия для реализации поставленных вами целей.
Мы ответим на него в ближайшее время.
Мы будем отправлять на почту письма с лучшими предложениями, делиться мнениями экспертов и новостями.
Для почты уже оформлена и подтверждена подписка на нашу рассылку. Если письма не приходят, то не забудьте проверить папку «Спам».
Если писем нет, напишите нам в чат